Игорь Молд предлагает Вам запомнить сайт «Осторожно, мошенники!»
Вы хотите запомнить сайт «Осторожно, мошенники!»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Остап Бендер отдыхает...

Читать

Пирамида наоборот: почему рушатся российские и европейские авиакомпании

развернуть

Пирамида наоборот: почему рушатся российские и европейские авиакомпании

С начала этой недели рейсы "ВИМ-Авиа" практически не выполняются. Исключение сделано лишь для некоторых городов Дальнего Востока. Но с 16 октября все перевозки будут полностью завершены. И впереди еще неделя, чтобы определить судьбу авиакомпании: либо найдется какой-то инвестор, готовый вложить в нее деньги, либо она будет закрыта. Те же проблемы и у ее европейских коллег. Дмитрий Лекух - о том, почему рушатся авиакомпании и как защитить пассажиров.

Так получилось, что почти одновременно с российской "ВИМ-Авиа" за последние полгода в Европе обанкротились сразу три крупные авиакомпании — Monarch, Air Berlin и Alitalia. Причины обрушения авиаперевозчиков разные, но общий тренд весьма показателен. И снова он ставит вопрос о том, насколько допустимы в социально-значимых отраслях жесточайшие и, будем говорить прямо, довольно бесчеловечные "законы невидимой руки рынка".

Обанкротившаяся Air Berlin полностью прекратит полеты уже в конце текущего месяца. Об этом сообщило агентство DPA, ссылаясь на письмо руководства концерна сотрудникам.

Но при этом подчеркивается, что полеты дочерних компаний Air Berlin - Niki и LG Walter - продолжатся без изменений. Более того, благополучные "дочки" обанкротившегося авиаперевозчика скорее всего будут приобретены альянсом Lufthansa и Easyjet. "Успешные бизнес-подразделения" будут спасены. Несмотря на то, что пострадают не только сотрудники компании, но и примерно сто (!) тысяч пассажиров, купившие недешевые билеты Air Berlin на межконтинентальные рейсы.

Они могут не получить вообще ничего или получить лишь незначительную компенсацию за аннулированные полеты.

Средства клиентов, которые приобрели билеты до 15 августа - дня объявления о банкротстве авиаперевозчика - автоматически будут включены в конкурсную массу, то есть будут считаться имуществом несостоявшегося должника. В этом случае авиакомпания не имеет возможности компенсировать билеты на аннулированные рейсы.

Власти Соединенного Королевства по отношению к пассажирам обанкротившейся авиакомпании Monarch Airlines поступили куда гуманнее, аналогично российским по отношению к пассажирам "ВИМ-Авиа".

Когда пятая по размеру авиакомпания Великобритании Monarch Airlines прекратила 2 октября полеты из-за финансовых трудностей, в результате чего за рубежом остались более сотни тысяч человек и около 300 тыс. бронирований было отменено, британские власти объявили о крупнейшей в мирное время операции по возвращению пострадавших пассажиров на Британские острова. На сегодняшний день власти Соединенного Королевства на 75% выполнили этот план. Около 80 тысяч пассажиров уже вернулись в Великобританию, сообщил в понедельник в парламенте министр транспорта Крис Грэйлинг.

Ситуацию с "ВИМ-Авиа" разбирали уже довольно подробно и со всех сторон, но последствия этого "банкротства" еще впереди. Туроператоры предупреждают, что из-за возможного ухода авиакомпании с рынка на 10-20% могут подорожать туристические путевки, причем по наиболее чувствительным направлениям. Особенно сильно цены вырастут на билеты в Турцию, Грецию, Кипр, рейсы в Сочи и Крым, то есть на тех направлениях, на которых "ВИМ-Авиа" была одним из ведущих перевозчиков.

И здесь нет ничего удивительного: на чартерные программы "ВИМ-Авиа" приходилось 15% рынка. Для одной авиакомпании это, мягко говоря, довольно много. С точки зрения роста перевозок авиакомпания вообще развивалась довольно стремительно: по данным Росавиации, с января по август этого года пассажироперевозки "ВИМ-Авиа" выросли на 31% по сравнению с тем же периодом 2016 года и достигли 1,8 млн пассажиров.

Еще раз: причины обрушения авиаперевозчиков, как российского, так и европейских, разные. Но есть одна общая черта. Это существование в условиях жесткой, нерегулируемой государственными органами и зачастую недобросовестной ценовой конкуренции. Которая вынуждала не только привлекать малоподъемные кредитные ресурсы, но и банально "строить пирамиду": т.е. платить за текущие услуги деньгами пассажиров, приобретающих услугу в будущем. И до бесконечности такое продолжаться, естественно, не могло.

Да, в российском случае были еще и элементы откровенного мошенничества, "двойных продаж", "торговли воздухом" и откровенных хищений, но с этим теперь пусть разбирается следствие и суд.

Но основная причина та же самая: конкуренция за счет ценового демпинга и "строительство пирамиды" за счет средств потребителей. С точки зрения "жестоких законов рынка" это абсолютно нормально. Так, к примеру, конкуренция на европейском рынке усиливается в течение двух десятилетий, но в последние несколько лет из-за снижения цен на топливо она стала особенно жесткой. Авиакомпании почувствовали возможность нарастить потоки за счет экономии на топливе и стали особенно безудержно демпинговать.

Более того, подобная "конкуренция" привела к тому, что традиционные компании все чаще стали практиковать правила игры, ранее применяемые исключительно лоукостерами: у большинства из них уже есть тарифы, включающие оплату только самого перелета, когда за багаж и другие сервисы взимается дополнительная плата.

А далее – все просто. На рынке выживает сильнейший.

В той же Европе в настоящее время вполне очевидный переизбыток и авиакомпаний (их в Европе сейчас 217, для сравнения в Северной Америке, включая США, – не более сотни) и бортов. Соответственно, в гонке за пассажиропотоком "слабый должен умереть".

Проблема только в том, что в такой социально значимой отрасли эта "конкуренция" отражается непосредственно на пассажирах, о которых в условиях подобного рода "конкурентной борьбы" никто из участников рынка особо не думает. А побывать в шкуре человека, заплатившего за отдых и оставшегося в результате благодаря "интересам рынка" и без отдыха, и без денег, я бы не пожелал никому.

В связи с чем и встает такой вопрос: Бог с ней, с Европой, пусть живут, как хотят. Но имеет ли смысл нам повторять эти ошибки и не включить ли нам в "правила игры в отрасли" больше государственного регулирования? И не только в области авиационной безопасности, но и в области банальной защиты прав потребителя.

Например, о чем говорил, в частности, президент Путин на совещании по поводу ситуации в "ВИМ-Авиа", в области финансового регулирования и контроля за финансовыми резервами перевозчиков. От их потенциального банкротства пострадают не только потребители, это не только "их исключительные коммерческие риски", о чем так любят говорить наши "рыночники". По-хорошему, особенно в наших условиях, необходимы и согласованные действия в области тарифной политики. И не только, как выясняется, в области необоснованного завышения цен на билеты, но и, как показывает практика, необоснованного их занижения. Ибо главная задача любого коммерческого предприятия суть приобретение выгоды и получение прибыли. А также "дележ рынков" как элемент экономической политики предприятия. Но главная задача государства-то, как регулятора, не радоваться бизнес-успехам авиакомпаний, дай Бог им кошелек потолще, а защищать интересы своих граждан, которые этими самыми авиакомпаниями летают. Государство – это, собственно, вообще не институт защиты интересов бизнеса, а институт, защищающий интересы народа.

И что бы там ни бурчали "системные рыночники" из экономического блока насчет "приоритета для бизнеса", для государства должны быть приоритетны всегда интересы населения, граждан Российской Федерации. Ибо такова сама природа государственной власти, за которую эти самые граждане призываются время от времени голосовать.

https://ruposters.ru/news/10-10-2017/pochemu-rushatsya-rossi...


Опубликовал Игорь Молд , 10.10.2017 в 18:06

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Игорек Зайдык...
Игорек Зайдык... 11 октября, в 06:33 Да просто рынок стремиться к монополизации. А наш стремится подгрести под себя Аэрофлот планомерно додавливая еще оставшихся конкурентов, используя конечно и свою "государственность". И судя про вставочку о гос. регулировании, статья заказана им же. Мол мы такие государственные мы везде наведем порядок, если что. А ФАС пусть сосет лединцы, чем оно обычно в нашей стране и занимается. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Свежее
Как легко испортить свою кредитную историю

Как легко испортить свою кредитную историю

Примерно год назад я подавал заявку на автокредит и мне отказали, мол плохая кредитная история. Я слегка удивился, но вспомнил пару просрочек в один день и решил подзабить. Кредит в итоге оформили на жену. Потом отказали в другом небольшом кредите, а недавно - так вообще в рефинанси…

Игорь Молд 23 окт, 12:11
0 0
Как цыганка выманила у школьницы все имеющиеся у нее деньги

Как цыганка выманила у школьницы все имеющиеся у нее деньги

Странная приключилась со мной однажды история. Я училась в то время в старших классах. В школе была только первая смена, поэтому домой приходилось ходить одной. Как-то раз шла я после уроков домой, размахивая портфелем, довольная, что завтра, наконец-то, выходной. И тут м…

Игорь Молд 22 окт, 14:41
+2 6
Действуйте немедленно, если вы увидели монету на двери авто!

Действуйте немедленно, если вы увидели монету на двери авто!

Всегда внимательно и тщательно осматривайте все двери автомобиля перед тем, как сесть в него и уехать по делам. У воров сейчас набирает популярность новая фишка, о которой вы наверняка не слышали. Бандиты становятся все более наглыми и теперь используют очень дерзкий и простой способ взло…

Игорь Молд 21 окт, 18:44
+10 5
Что именно крадет у пользователя Windows 10?

Что именно крадет у пользователя Windows 10?

Выпуск Windows 10 уже наделал больше шума, чем все предыдущие релизы от Microsoft вместе взятые. И причина вполне понятна — в новой операционной системе найдены беспрецедентные средства контроля за пользователем. Некоторые эксперты уверены, что наступает новая эра в IT, когда свобо…

Игорь Молд 21 окт, 11:55
+9 1
"Условка" как мера борьбы с коррупцией?

"Условка" как мера борьбы с коррупцией?

В отношении бывшего губернатора Новосибирской области вынесен обвинительный вердикт. Насколько он соответствует пониманию «эффективная борьба с коррупцией», - отдельный вопрос. Центральный районный суд Новосибирска рассматривал дело экс-губернатора Новосибирского региона Василия Юрченко…

Игорь Молд 20 окт, 17:33
-3 4
Явные признаки того, что ваш мобильный взломан

Явные признаки того, что ваш мобильный взломан

Ваш смартфон – это небольшой компьютер, подключенный к интернету. Это очень удобно, но есть такой же риск заражения вредоносными программами, как у полноценных ПК. Хакеры обычно не сообщают своим жертвам, что те стали жертвами – получая доступ к устройствам и информации, они проворачивают с…

Игорь Молд 20 окт, 16:01
+11 4
Госдума разрешила приставам задерживать должников алиментов

Госдума разрешила приставам задерживать должников алиментов

Закон, разрешающий судебным приставам задерживать неплательщиков алиментов, приняли в третьем чтении Госдумы. Депутаты Госдумы приняли в третьем окончательном чтении законопроект, разрешающий судебным приставам задерживать должников по алиментам. Ранее сотрудники Федеральной службы …

Игорь Молд 20 окт, 12:40
-1 1
Чиновники планируют тотальную слежку за россиянами

Чиновники планируют тотальную слежку за россиянами

Руководство Минкомсвязи заявило о неэффективности блокировки сайтов как метода борьбы с киберпреступлениями. По словам чиновников, пользователи сети слишком быстро адаптируются к запретительным мерам и обходят их. В этой ситуации, с точки зрения властей, может помочь только тотальная …

Игорь Молд 20 окт, 12:23
-5 2
В России продают ПО для кражи денег из банкоматов

В России продают ПО для кражи денег из банкоматов

Эксперты «Лаборатории Касперского» обнаружили в свободной продаже вредоносное ПО для взлома банкоматов. Для того чтобы похитить деньги из банкомата достаточно получить доступ к его порту USB. Создатели Cutlet Maker предлагают не только готовый набор инструментов, но и пошаговую инструкцию к…

Игорь Молд 20 окт, 12:22
+5 1
Продюсер Серебренникова сбежала от следствия на туристическом автобусе в Латвию

Продюсер Серебренникова сбежала от следствия на туристическом автобусе в Латвию

Объявленная в розыск продюсер "Седьмой студии" Екатерина Воронова скрывается в Латвии, куда уехала на туристическом автобусе. В пятницу суд рассмотрел жалобу на заочный арест и отклонил ее. Мосгорсуд признал законным решение о заочном аресте продюсера Екатерины Вороновой. Следственн…

Игорь Молд 20 окт, 12:14
0 3

Последние комментарии

Wise Bk
ЗЛАЯ БАБА (Маршалл)
Дмитрий volgarch
Юрий Баканов