Мошенничество не имеет границ

Пластиковые карты — уже вполне привычный для граждан платежный инструмент. Доля безналичных расчетов с использованием карт постоянно растет.

Преступления без наказания

Чем активнее граждане осваивают пластик, тем настойчивее становятся мошенники, которые пытаются добраться до их карточных счетов.

Мошенники проявляют недюжинную изобретательность - хотя бы одна новая схема обмана появляется чуть ли не каждый квартал.

Все большие обороты набирает так называемый вишинг - телефонные звонки для выманивания реквизитов банковских карт. По данным ЕМА, в 2016 г. средняя сумма, которую преступники выманивали у одной жертвы при помощи вишинга, составляла 1403 грн.

Жулики под разными предлогами выпытывают по телефону секретные данные карт. Например, рассказывают людям о несуществующих акциях или крупных выигрышах. Разумеется, для получения денежного приза секретные данные карты якобы просто необходимы.

Например, человеку могут рассказать, что его карта из-за какого-то сбоя в программе будет заблокирована. Чтобы ее "разблокировать", сотруднику нужны секретные реквизиты - срок действия карты, трехзначный код безопасности с обратной стороны карты, или код CVC2/CVV2. После того как доверчивая жертва сообщает эти данные жуликам, те получают доступ к ее банковскому счету и могут распоряжаться деньгами на свое усмотрение.

Преступники используют и другие легенды: якобы "по карте проводятся подозрительные операции"; "нужно перерегистрировать карту и пройти верификацию"; "вам пришел платеж, но, чтобы зачислить деньги, нужны все данные карты". Иногда звонят под предлогом оценки банковского обслуживания. Они спрашивают мнение о банке, и как бы между прочим выуживают секретные данные карты.

Бывает, что мошенники обзванивают людей, представляясь службой безопасности  банка, и спрашивают, в каком конкретно банке те обслуживаются. А спустя короткое время болтуну уже звонят из того самого банка, чтобы выудить остальные данные.

Иногда жертве звонит не сам преступник, а робот, запрограммированный через систему IVR (интерактивных голосовых ответов). С его помощью мошенники создают видимость звонка из банка, который якобы собирает информацию о клиенте. Для "уточнения или проверки информации" робот спрашивает данные карт, логины-пароли для входа в интернет-банк, CVV-коды, PIN-коды. Часто робот говорит, что собирает информацию, поскольку произошел сбой системы.

В конце прошлого и в нынешнем году мошенники воплотили еще одну хитрую схему. Они массово рассылали на телефоны граждан смс от имени крупнейших розничных банков с угрозой заблокировать платежную карту. В сообщении указывался номер телефона, по которому владельцу пластика рекомендовали срочно связаться с якобы колл-центром. Там на звонок отвечали липовые сотрудники и выведывали данные карты.

Финансисты без устали твердят, что настоящий сотрудник банка ни под каким предлогом не станет спрашивать конфиденциальные данные карты клиента. Если вам звонят и требуют сообщить секретные реквизиты - это мошенники. В таком случае лучше прекратить разговор и перезвонить непосредственно в банк, чтобы подтвердить, что с картой все в порядке. Или, если что-то не так, предпринять необходимые меры.

Осторожно - соцсети!

Еще одно криминальное новшество - выманивание данных у граждан через социальные сети и мессенджеры. Мошенники взламывают аккаунт социальной сети, скайп, whatsApp, viber или другой чат. После этого они делают рассылку по всему списку контактов жертвы. Например, просят помочь другу до зарплаты или спрашивают данные банковской карты, пароли и телефон, чтобы срочно перекинуть средства на карту друга, поскольку "у моей закончился срок действия". Таким способом преступники выуживают данные платежной карты либо сразу получают деньги от "социального френда". Бывает и так, что преступники успевают полностью опустошить карточный счет, прежде чем человек додумывается перезвонить другу и спросить, действительно ли просьба исходила от него.

Манипуляторы часто пользуются неграмотностью людей, которые не вполне знакомы с особенностями пользования банкоматами и терминалами. "Популярной среди мошенников остается схема обмана, когда жертву "ведут" к банкомату, обещая, что там она получит деньги на карту (надбавку к пенсии, материальную помощь, выигрыш в лотерею, денежный приз от магазина и т. п.). Человека убеждают пойти к банкомату, вставить свою карточку и выполнить инструкции, продиктованные по телефону. В результате он, ничего не подозревая, отправляет деньги со своей карты на карту преступника", - рассказывают в ассоциации ЕМА.

Источник ➝