Последние комментарии

  • Александр Беляев22 сентября, 10:59
    *«Сбербанк» сделал разовую выплату 5 000 рублей
  • Леопольд Счастливый22 сентября, 10:41
    тупая статья! это нужно быть идиотом, чтобы выбросить договор об открытие счета!Не пустить мошенников в свой кошелек. Почему нельзя выбрасывать чеки и квитанции из банка?
  • Елена Маклакова (Скибина)21 сентября, 0:47
    Да уж. Идиотов хватает...Будьте внимательны, набирает популярность новый вид телефонного мошенничества

Современные финансовые пирамиды - один большой обман. Но тысячи людей становятся их жертвами

В 2018 году в России рухнули несколько финансовых пирамид.

https://jur24pro.ru/upload/iblock/a87/a87ede04ee700317e5698fc0941f2efa.jpg

Всего за последние три года Центробанк обнаружил в России более 650 организаций и интернет-проектов, деятельность которых носили признаки финансовой пирамиды. В целом, как напоминают эксперты, финансовые пирамиды в России появились сравнительно недавно, и их расцвет пришелся на девяностые.

Самой масштабной считается МММ, организованная Сергеем Мавроди. Организация продавала вкладчикам свои акции, обещая до 200% годовых. После краха МММ в 1994 году ущерб от деятельности компании оценивался в 100 млрд неденоминированных рублей, а число обманутых — в 10 млн человек. Среди тех, кто потерял накопления, квартиру или имущество, 52 человека покончили жизнь самоубийством.

Еще одной крупнейшей пирамидой девяностых считается «Русский дом Селенга». От деятельности этой организации пострадали 2,4 млн вкладчиков, они потеряли 2,8 трлн неденоминированных рублей.

Вирус в соцсетях

Главная цель финансовых пирамид — как можно быстрее заработать, обманув максимально большое число людей, напоминают эксперты.

У современных пирамид своя аудитория и свои способы распространения. В отличие от девяностых, когда ролик МММ с Леней Голубковым можно было увидеть по главным российским телеканалам, сейчас реклама финансовых пирамид на телевидении запрещена. Но целевая аудитория мошенников не смотрит телевизор, а предпочитает соцсети.

«Пирамиды уходят в соцсети. Это особенности нынешнего формата», — объясняет председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» (КонфОП) Дмитрий Янин.

Руководство пирамиды обещает высокий доход ее участникам и активно продвигает свою кампанию доступными методами — онлайн, в соцсетях и в обычных медиа. В пирамиде становится все больше участников, их взносы идут на выплаты тем, кто пришел первым. Таких клиентов создатели пирамиды предъявляют общественности как доказательство того, что их структура приносит реальный доход. Когда организаторы понимают, что пирамида достигла пика развития и максимальной доходности, они скрываются со всеми деньгами. В выигрыше, помимо организаторов, остаются только те, кто успел выйти из пирамиды в числе первых.

Почему финансовые пирамиды продолжают существовать

«Мошенники, организующие финансовые пирамиды, были и будут всегда, ведь они играют на базовом желании людей — сделать свою жизнь лучше, увеличив доход», — говорит Дмитрий Янин. Руководитель проекта по финансовой грамотности «Финшок» в рамках Национальной программы повышения финансовой грамотности граждан Минфина России Ольга Дайнеко полагает, что мошенники делают ставку «на мечту». Пирамиды обещают, что с их помощью удастся исполнить заветное желание — купить квартиру, машину или накопить на роскошную жизнь. «Вкладываясь в пирамиду, вы на самом деле исполняете желания ее создателей, а не свои собственные», — говорит эксперт.

Создатели финансовых пирамид придумывают новые схемы. Например, предлагают дорогие услуги за мизерные деньги — такие, как строительство квартир. Одна из подобных структур, «Социальная инициатива», оставила около 20 тысяч российских семей без жилья.

Как распознать пирамиду

Ни одна из пирамид никогда не рекламирует себя как пирамида. Они маскируются под добропорядочные организации. По просьбе НВ эксперты описали самые распространенные приемы мимикрии.

Клуб

Как правило, это пирамида, которая предлагает своим участникам «инвестировать». «Человек вносит значительный вклад при вступлении в клуб, после чего за счет новичков (особенно тех, которых привел он сам) начинает получать доход», — говорит Ольга Дайнеко. Когда поток новичков начинает иссякать или когда владельцу пирамиды она надоедает, система рушится. В этом случае все деньги забирает руководство, а пострадавшими оказываются те, кто не успел получить прибыль с «инвестиционной деятельности» и пришли последними.

Торговая компания

Участнику пирамиды агрессивно предлагают приобрести определенный товар, обычно по каталогу. Основное условие — продать такой же товар кому-то из знакомых и получить товар бесплатно самому. «Правда, затем оказывается, что либо товар некачественный, либо за него все же надо заплатить. В итоге человек остается без денег и с ненужным товаром на руках», — поясняет Ольга Дайнеко.

Как понять, что вас зовут в пирамиду

Понять, что с компанией, куда вас зовут вкладывать деньги, «все плохо», можно по нескольким основным признакам.

Высокая доходность

Вам предлагают ставку процента по инвестициям выше, чем в банках и инвестиционных компаниях. Вместо привычных 10-12% вам обещают 20-30%, а то и все 600% (в редких случаях). «Такие проценты означают, что речь идет либо об очень рискованном вложении, либо о простом обмане», — говорит Ольга Дайнеко.

«Если у руководителей компании такие золотые мозги, что они знают, как заработать с рубля, скажем, семь, то зачем им тратиться на рекламу с Ольгой Бузовой и маркетинг, как это было в случае с «Кэшбери», — объясняет Янин. — Не проще ли пойти в банк за разовым кредитом по низкой ставке, чем брать деньги от частных лиц под высокий для себя процент?»

Агрессивный маркетинг и реклама на звездах

Навязчивые рекламные кампании — это плохой знак. Речь идет о всевозможных технологиях, направленных на то, чтобы человек незамедлительно расстался с деньгами, поясняет Янин.

«Это срочное предложение, специально для вас! Если вы отдадите деньги сегодня, то вы получите 600% годовых, если завтра — то уже 200%», — приводит пример представитель КонфОП. Кроме того, создатели и сотрудники пирамид обычно не дают времени подумать над договором и внимательно его изучить.

Агрессивная реклама в сочетании с тем, что клиенту не дают возможности подумать, говорит о том, что за ней кроется мошенническая схема. «Солидные компании не гонятся за новыми клиентами, любыми, главное, чтобы их было больше. У серьезных игроков рынка всегда есть четкое представление о том, на какую аудиторию они рассчитывают», — предупреждает Ольга Дайнеко.

Еще один настораживающий фактор — приглашенные звезды. Пирамиды часто создают свою репутацию за счет знаменитостей, которых зовут рекламировать организацию.

Матричная схема

В финансовых пирамидах распространена «матричная схема»: для тех, кто попал в организацию раньше, цены ниже, а выплаты — выше. Работает эта схема за счет новых участников, которые платят больше, а получают меньше.

«Для пирамид это единственный способ выполнить обязательства хотя бы перед первыми участниками и тем самым — накануне краха — привлечь новых», — отмечает Дайнеко.

Доход почти сразу

То, что компания готова выплачивать дивиденды на самом раннем этапе, тоже плохой знак. Нормальные инвестиционные компании не будут сразу выводить деньги из оборота, так как хотят уверенно и стабильно зарабатывать, напоминает Дайнеко. У финансовых пирамид другая цель — нарастить клиентскую базу и показать новым клиентам, что доход реальный, и его получают те, кто пришли раньше.

currenttime.tv

'

Популярное

))}
Loading...
наверх